ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница

--------------------------------

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 598.

С точки зрения страхования конкретных партий отправляемых (получаемых) грузов генеральный полис представляет собой рамочное соглашение сторон. Поэтому на страхователя возложена обязанность сообщать страховщику необходимые сведения о каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса, в частности: название судна, на котором перевозится груз, путь следования груза и страховую сумму. Причем страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если он получит сведения об отправке груза после его доставки в порт назначения в неповрежденном состоянии (п. 1 ст. 263 КТМ).

Комментируя данное законоположение, В.А. Мусин указывает: "Перечисленные... сведения касаются грузов, подпадающих под действие генерального полиса и ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница потому уже застрахованных. Следовательно, одобрения страховщика в данном случае не требуется. Упомянутые сведения используются страховщиком для подсчета страховой суммы, страховой премии и страхового возмещения. С учетом изложенного страхователь обязан сообщить эти сведения и применительно к тем грузовым отправкам, которые уже прибыли в место назначения в неповрежденном состоянии либо оказались уничтоженными, утраченными или поврежденными в результате страхового случая" .

--------------------------------

Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 448.

Наличие длящихся договорных отношений, оформленных генеральным полисом, не освобождает страховщика от обязанности выдавать страхователю страховые полисы (страховые сертификаты), удостоверяющие страхование отдельных партий грузов, подпадающих под действие генерального полиса. При несоответствии содержания страхового полиса (страхового ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница сертификата) генеральному полису предпочтение отдается страховому полису (страховому сертификату) (ст. 264 КТМ). Необходимость выдачи страховых полисов, касающихся отдельных партий грузов, в рамках взаимоотношений сторон по генеральному полису объясняется тем, что в случае отчуждения указанных отдельных партий грузов права и обязанности страхователя переходят к приобретателю грузов. Данный факт может быть удостоверен путем передачи приобретателю груза страхового полиса, удостоверяющего, что приобретенный им груз застрахован. По этой же причине страховой полис по своему содержанию должен получать предпочтение перед генеральным полисом, который не передается приобретателю груза. Сведения об условиях, на которых застрахован груз, могут быть получены самим приобретателем груза и его контрагентами по ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница договорам (например, обслуживающими его банками) только из страхового полиса.



4. Содержание и исполнение договора

Содержание договора морского страхования составляют права и обязанности его сторон: страхователя и страховщика. Правоотношения по морскому страхованию являются длящимися, и в процессе своего развития они могут изменять содержание, которое во многом зависит от того, наступил страховой случай или нет. В связи с этим М.И. Брагинский указывает, что "права и обязанности по договору страхования по общему правилу увязаны с обоими этапами развития страхового правоотношения, один из которых предшествует страховому случаю, а другой возникает с момента наступления страхового случая" .

--------------------------------

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 601.

Наверное ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница, точнее говорить не об этапах развития страхового правоотношения, а о двух разных вариантах его развития. Ведь в большинстве случаев обязательство страховщика в части выплаты страхового возмещения страхователю остается нереализованным по той причине, что не наступает событие, которое предусмотрено в договоре страхования в качестве страхового случая. И это нормальный ход развития страхового правоотношения (первый вариант его развития). В этом случае услуги страховщика страхователю считаются оказанными и проявляются в том, что в течение срока действия договора страхования риски страхователя были покрыты страхованием.

Содержание обязательства, развивающегося по первому варианту, на стороне страховщика сводится к некоторым его обязанностям, связанным с оформлением ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница договора страхования (выдача страхового полиса, принятие суммы страховой премии и т.п.). Что же касается основных обязанностей страховщика, связанных с возмещением страхователю убытков, понесенных им в связи с наступлением страхового случая, то они имеют скорее виртуальный характер и выражаются в готовности страховщика приступить к их исполнению, если случится событие, признаваемое сторонами страховым случаем.

Таким образом, при первом варианте развития страхового правоотношения страховщик в основном играет роль кредитора, а за свою готовность покрыть убытки страхователя получает плату в виде страховой премии. Реальные же обязанности возлагаются на страхователя. И прежде всего это обязанность по оплате услуг, оказываемых страховщиком. Страхователь обязан уплатить страховщику ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница страховую премию в срок, обусловленный договором морского страхования (ст. 252 КТМ). Размер страховой премии устанавливается по соглашению сторон в договоре морского страхования и зависит от множества различных факторов, основными из которых являются характер и объем страхового покрытия, предусмотренного условиями страхования, а также степень страхового риска, являющегося объектом страхования. Например, В.А. Мусин пишет: "В договорах страхования судна размер страховой премии зависит, в частности, от следующих факторов: возраста судна, наличия у него класса, присвоенного органами технического надзора и классификации судов, флага (национальности), района плавания, рода перевозимого груза, линейной или трамповой формы судоходства и т.д." .

--------------------------------

Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница. 429.

Правда, об обязанности страхователя уплатить страховщику страховую премию как об элементе содержания его обязательства, вытекающего из договора морского страхования, можно говорить лишь в том случае, когда по условиям договора страховая премия подлежит уплате в несколько этапов, в том числе и после того как договор вступит в силу по причине внесения страхователем первого страхового взноса. Если же в соответствии с договором вся страховая сумма должна быть внесена страхователем единовременно, действует положение, содержащееся в ст. 252 КТМ, о том, что договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии. В связи с реальным характером такого договора морского страхования обязанность ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница страхователя по уплате страховой премии остается за рамками его обязательства, вытекающего из договора.

К числу основных обязанностей страхователя по договору морского страхования следует отнести так называемые информационные обязанности. Как отмечалось ранее, такого рода обязанности страхователь несет уже на стадии заключения договора морского страхования. Имеется в виду, в частности, его обязанность сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска, а также сведения, запрошенные страховщиком (п. 1 ст. 250 КТМ).

Однако и после заключения договора страхования, в период его действия, на страхователе (выгодоприобретателе) лежит обязанность незамедлительно сообщать страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница при заключении договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска. Страховщик, получивший такое сообщение страхователя, вправе потребовать изменения условий договора страхования или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска, а при наличии возражений со стороны страхователя - расторжения договора страхования.

Неисполнение страхователем (выгодоприобретателем) указанной обязанности рассматривается в качестве существенного нарушения договора страхования, являющегося безусловным основанием не только для его расторжения в судебном порядке, но и для требования страховщика о возмещении страхователем убытков, причиненных расторжением договора (ст. 959 ГК).

Еще более жесткие (для страхователя) последствия неисполнения обязанности сообщения страховщику об обстоятельствах, влияющих на степень страхового риска, предусмотрены специальными правилами ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница, относящимися к договору морского страхования. Согласно ст. 271 КТМ страхователь (выгодоприобретатель) обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования (о перегрузке, об изменении способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонении судна от обусловленного или обычного маршрута следования и т.п.). При этом любое изменение, увеличивающее риск, если только оно не вызвано спасанием людей, судов или грузов либо необходимостью безопасного продолжения рейса, дает страховщику право пересмотреть условия договора или потребовать уплаты дополнительной страховой премии. При несогласии со стороны страхователя договор морского страхования прекращается с момента наступления соответствующего ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница изменения. Более того, неисполнение страхователем (выгодоприобретателем) указанной обязанности ведет к автоматическому освобождению страховщика от исполнения договора морского страхования непосредственно с момента наступления соответствующего обстоятельства, существенно изменяющего степень страхового риска. В дополнение к этому, если страхователь (выгодоприобретатель) не докажет, что неисполнение этой обязанности произошло не по его вине, страховая премия полностью остается за страховщиком.

Информационные обязанности страхователя не ограничиваются случаями, когда он должен сообщить страховщику об обстоятельствах, влияющих на степень страхового риска. Например, страхователь обязан письменно уведомить страховщика о произведенной страхователем замене выгодоприобретателя (ст. 956 ГК). По договору морского страхования груза, оформленному генеральным полисом, страхователь обязан сообщать страховщику сведения ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница о каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса (п. 1 ст. 263 КТМ). Причем в последнем случае (неисполнение или несвоевременное исполнение указанной обязанности по неосторожности страхователя) страховщик вправе отказать ему в возмещении убытков в отношении таких отправок грузов, сохранив за собой право на получение всей суммы страховой премии. Умышленное нарушение страхователем данной обязанности дает страховщику право вовсе отказаться от страхования по генеральному полису, получив страховую премию в полном размере (п. 2 и 3 ст. 263 КТМ).

Если же развитие страхового правоотношения идет по второму варианту, когда наступает событие, признаваемое сторонами страховым случаем, с этого момента существенным образом изменяется его содержание, а также соотношение прав и ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница обязанностей сторон по договору страхования. В частности, роль кредитора по страховому обязательству переходит к страхователю (выгодоприобретателю), на стороне которого остаются лишь незначительные обязанности, укладывающиеся в рамки так называемых кредиторских обязанностей. Страховщик же превращается в полноценного должника, несущего основную обязанность, составляющую существо страхового правоотношения, а именно: обязанность по выплате страхователю или выгодоприобретателю суммы страхового возмещения.

При наступлении страхового случая страхователь несет две основные обязанности, исполнение которых одновременно признается необходимым условием для получения суммы страхового возмещения от страховщика.

Во-первых, страхователь должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать указаниям последнего, если такие указания будут им даны ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница (п. 1 ст. 272 КТМ). Согласно п. 1 ст. 961 ГК, если договором предусмотрен срок или способ уведомления страховщика, такое уведомление должно быть сделано страхователем в условленный срок и указанным в договоре способом. Аналогичная обязанность по уведомлению страховщика о наступившем страховом случае лежит и на выгодоприобретателе, которому известно о заключении договора страхования в его пользу, если он намерен воспользоваться правом на получение страхового возмещения.

Неисполнение страхователем обязанности по немедленному уведомлению страховщика о наступлении страхового случая может повлечь за собой отказ последнего в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение (п. 2 ст. 961 ГК).

Во-вторых, при наступлении страхового случая страхователю вменяется в обязанность принять все возможные разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предотвращению или уменьшению убытков (п. 1 ст. 272 КТМ). Как отмечается в литературе, такие меры должны включать в себя и действия страхователя по обеспечению прав требования возмещения убытков с тех лиц, которые ответственны за их причинение . В целях стимулирования страхователя к принятию соответствующих мер, в том числе и по указаниям страховщика, КТМ (ст. 275) предусматривает обязанность страховщика возместить страхователю (выгодоприобретателю) необходимые расходы, произведенные им для предотвращения или уменьшения убытков ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница, за которые несет ответственность страховщик ( в том числе в связи с указаниями страховщика), если даже меры, принятые страхователем (выгодоприобретателем) по предотвращению или уменьшению убытков, оказались безуспешными. Указанные расходы подлежат возмещению пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости независимо от того, что вместе с возмещением других убытков они могут превысить страховую сумму (п. 2 ст. 275 КТМ, п. 2 ст. 962 ГК). В.А. Мусин подчеркивает то обстоятельство, что "страхователь (выгодоприобретатель) должен вначале сам произвести эти расходы и только после этого может обратиться с требованием об их компенсации к страховщику. Последний обычно возмещает упомянутые расходы одновременно с выплатой страхового возмещения. Страхователь (выгодоприобретатель) не ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница вправе требовать от страховщика авансовой оплаты данных расходов, кроме случаев, когда такое право предоставлено страхователю по условиям договора морского страхования или в силу последующего соглашения" .

--------------------------------

См., например: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 460.

Там же.

В таком же порядке страховщик возмещает страхователю расходы, произведенные в связи с составлением диспаши по общей аварии. Такие расходы страхователь может понести, в частности, когда он выступает в качестве стороны, требующей распределения общей аварии, интересы которой могут быть затронуты составлением диспаши. В этом случае страхователь должен подать диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых он требует, в течение ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница 12 месяцев со дня окончания общего морского предприятия. За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии (ст. 306 - 307 КТМ).

Что касается расходов, понесенных страхователем в порядке распределения общей аварии, под которой признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза (п. 1 ст. 284 КТМ), то в соответствии со ст. 273 КТМ страховщик обязан по требованию страхователя или выгодоприобретателя предоставить в размере страховой суммы обеспечение уплаты взносов ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница по общей аварии только в том случае, если они покрываются условиями страхования.

Как отмечалось, основная обязанность страховщика по договору страхования при наступлении страхового случая состоит в выплате страхователю или выгодоприобретателю предусмотренной договором суммы страхового возмещении. Правда, в законодательстве о страховании для характеристики обязанности страховщика по договору страхования используется несколько иная терминология. Так, ГК (ст. 929) предусмотрено, что при наступлении определенного в договоре события (страхового случая) страховщик обязан "возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)". В КТМ (ст. 246) говорится об обязанности страховщика возместить страхователю или выгодоприобретателю понесенные ими убытки, причем эта обязанность страховщика, как правило, именуется ответственностью (например, ст. 260, 265 - 270, 276).

На самом деле, когда речь идет о выплате страховщиком суммы страхового возмещения, следует говорить не об ответственности страховщика, а об исполнении им своих обязательств перед страхователем по договору страхования. На данное обстоятельство обращает внимание М.И. Брагинский, который пишет: "Выплата страховщиком предусмотренных договором сумм входит в содержание договора, а потому должна рассматриваться исключительно как выполнение соответствующей стороной своей договорной обязанности. В этом смысле возмещение страховщиком в связи ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница с наступлением страхового случая причиненных страхователю убытков при страховании имущества, как и выплата страховой суммы страхователю при личном страховании, оказывается лишь внешне схожим с ответственностью. Имеется в виду, что по своей природе ответственность является вторичной по отношению к исполнению (неисполнению) обязательства (т.е. к долгу)" .

--------------------------------

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 533.

По этим же соображениям аналогичным образом необходимо толковать и многочисленные нормы об основаниях "освобождения страховщика от ответственности" по договору морского страхования (ст. 265 - 270 КТМ), одним из которых является вина страхователя или выгодоприобретателя в форме умысла или грубой неосторожности. В данном случае речь идет об ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница использовании правовых категорий, которые имеют непосредственное отношение к ответственности, однако то значение, которое им при этом придается, не совпадает с тем, какое они обыкновенно имеют в правоотношениях, действительно связанных с ответственностью. Так, в соответствии со ст. 265 КТМ страховщик не несет ответственность за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. На самом деле в данной статье речь идет о том, что страховщик освобождается от исполнения своего обязательства по выплате страхового возмещения в случае, если страховой случай наступил в результате действий самого страхователя, выгодоприобретателя или их представителей либо они, имея все возможности предотвратить указанное событие, не ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница приняли для этого необходимых мер.

Кроме того, в КТМ предусмотрены и иные основания "освобождения от ответственности" страховщика применительно к отдельным видам договора морского страхования. Так, при страховании судна страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения ("не несет ответственности"), если страхователь понес убытки вследствие следующих причин: отправки судна в немореходном состоянии, если только такое состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна; ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности; погрузки на судно с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания (ст. 266 КТМ). При страховании груза или ожидаемой ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница прибыли в дополнение к указанным основаниям освобождения страховщика от исполнения обязательства по выплате страхового возмещения страховщик получает возможность также доказать, что убытки причинены страхователю по вине (умысел или грубая неосторожность) отправителя, получателя или их представителей; вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания и др.); вследствие ненадлежащей упаковки груза (ст. 267 КТМ). Все перечисленные основания освобождения страховщика применяются также при страховании фрахта (ст. 268 КТМ). Страховщик также не должен компенсировать путем выплаты страхового возмещения убытки страхователя, понесенные вследствие ядерного взрыва, радиации или радиационного заражения, а также возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, конфискации, реквизиции, ареста ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница либо уничтожения судна или груза по требованию властей (ст. 269, 270 КТМ).

Особый порядок исполнения обязательства страховщиком установлен для случаев пропажи судна без вести (ст. 277 КТМ). В соответствии со ст. 48 КТМ судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, а в условиях военных действий не может быть менее чем ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница шесть месяцев. В подобных случаях страховщик должен выплатить страховое возмещение в размере всей страховой суммы. Вместе с тем по договору морского страхования судна на срок страховщик выплачивает страховую сумму в связи с пропажей судна без вести, если последнее известие о судне получено до истечения срока действия договора морского страхования судна и если страховщик не докажет, что судно погибло по истечении указанного срока.

В определенных случаях страхователь может значительно упростить расчеты по договору морского страхования. Если имущество застраховано от гибели, страхователь (выгодоприобретатель) может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница сумму в случаях: 1) пропажи судна без вести; 2) уничтожения судна или груза (полной фактической гибели); 3) экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна); 4) экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения; 5) захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев. Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих обстоятельств; указанное заявление должно быть безусловным и не может быть взято страхователем (выгодоприобретателем) обратно. По истечении шестимесячного срока страхователь (выгодоприобретатель) утрачивает право на абандон и может требовать от страховщика выплаты страхового возмещения на ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница общих основаниях. Заявление страхователя об абандоне имеет то последствие, что у страховщика появляется обязанность выплатить страхователю (выгодоприобретателю) всю страховую сумму и одновременно у него возникают права (вернее, переходят от страхователя) на застрахованное имущество. Вместе с тем, если по получении страхового возмещения судно окажется непогибшим, страховщик может потребовать, чтобы страхователь (выгодоприобретатель), оставив за собой имущество, возвратил страховщику страховое возмещение за вычетом той его части, которая соответствует реальному ущербу, причиненному страхователю (выгодоприобретателю) (ст. 278 - 280 КТМ).

Абандон - традиционная форма вознаграждения страхователя, значительно упрощающая расчеты между ним и страховщиком по договору морского страхования. Еще Д.И. Мейер отмечал, что в морском страховании "употребителен и такой ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница способ вознаграждения страхователя: он получает полную страховую сумму и отступается от поврежденного имущества в пользу страховщика, который уже сам извлекает из него возможную для себя выгоду. Технически это называется абандоном (от фр. abandonne - оставление, покидание)" . Относительно же цели указанного способа вознаграждения страхователя Д.И. Мейер указывал: "Именно по невозможности представить точные доказательства о размере ущерба при морском страховании... и прибегают к праву абандона. Страховщик берется в течение известного времени провести исследование об ущербе, и потому не тотчас, как извещается о несчастье, платит страхователю сумму, а только по исследовании причин ущерба, или по крайней мере по истечении назначенного для того срока. Кроме ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница того, во всяком случае он предоставляет себе право обратно потребовать заплаченную сумму или часть ее, если окажется, что вознаграждение произведено чрезмерно или без надлежащего основания" .

--------------------------------

Мейер Д.И. Указ. соч. С. 692.

Там же. С. 694.

На исполнение страховщиком своих обязательств по договору морского страхования в части размера подлежащей выплате страхователю (выгодоприобретателю) суммы страхового возмещения может повлиять то обстоятельство, что убытки уже возмещены страхователю (выгодоприобретателю) третьими лицами, которые несут перед ним ответственность. В этом случае страховщик должен выплатить страхователю (выгодоприобретателю) только разницу между суммой, подлежащей уплате в соответствии с договором морского страхования, и суммой, полученной последним от третьих лиц ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница (ст. 283 КТМ).

В тех случаях, когда за убытки, покрываемые страхованием, перед страхователем несет ответственность третье лицо, выплата страховщиком суммы страхового возмещения имеет то последствие, что к нему переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Такой переход права страхователя на возмещение ущерба к страховщику именуется суброгацией и в соответствии со ст. 387 ГК признается одним из способов перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона, что влечет применение к указанным правоотношениям общих положений о перемене лиц в обязательстве, содержащихся в главе 24 ГК (ст. 382 - 387). В частности, в ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница силу ст. 384 ГК право первоначального кредитора (страхователя) переходит к новому кредитору (страховщику) в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Этим объясняется включение в ст. 281 КТМ правила о том, что "такое право осуществляется страховщиком с соблюдением порядка, установленного для лица, получившего страховое возмещение". Более точная формулировка содержится в п. 2 ст. 965 ГК: "Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки".

Комментируя данные положения, В.А. Мусин правомерно указывает: "Будучи разновидностью сингулярного правопреемства, суброгация приводит к тому, что страховщик вступает на место страхователя (выгодоприобретателя) в правоотношении, связывающем ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница последнего с причинителем убытков. Соответственно и взыскание убытков в пользу страховщика производится в рамках не страхового, а иного обязательства, субъектом которого страховщик стал вместо страхователя (выгодоприобретателя) вследствие суброгации" .

--------------------------------

Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 472.

Лишение страховщика возможности получить в порядке суброгации и осуществить право требования к третьему лицу, которым обладает страхователь (выгодоприобретатель), дает ему основание отказаться от исполнения обязательства, вытекающего из договора морского страхования. Об этом говорится в п. 2 ст. 281 КТМ, согласно которому в случае, если страхователь или выгодоприобретатель отказался от своего права требования к лицу, ответственному за причиненный ущерб, либо осуществление этого права ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница невозможно по вине страхователя или выгодоприобретателя, страховщик освобождается от уплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части.

5. Прекращение договора

Договор морского страхования, если страховое правоотношение развивается по первому варианту (т.е. без наступления страхового случая), прекращается истечением срока его действия.

При наступлении страхового случая (второй вариант развития страхового правоотношения) договор морского страхования прекращается его надлежащим исполнением, т.е. выплатой страховщиком страхователю или выгодоприобретателю суммы страхового возмещения (с соблюдением всех правил, содержащихся в главе XV КТМ).

Кроме того, имеется несколько специальных оснований для досрочного прекращения договора морского страхования. К их числу относятся следующие обстоятельства: несообщение страхователем сведений, имеющих существенное значение для определения степени ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница риска, а также о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования (п. 2 ст. 250, п. 2 ст. 271 КТМ); отчуждение застрахованного судна (ст. 258 КТМ); несообщение или несвоевременное сообщение страхователем об отдельных отправках грузов, подпадающих под действие генерального полиса, либо неправильное указание рода и вида груза, его страховой суммы (п. 3 ст. 263 КТМ); возмещение страхователю (выгодоприобретателю) третьими лицами убытков в размере не менее страховой суммы (ст. 283 КТМ).

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав


documentaciukgf.html
documentaciurqn.html
documentaciuzav.html
documentacivgld.html
documentacivnvl.html
Документ ДОГОВОРЫ О ПЕРЕВОЗКЕ, БУКСИРОВКЕ, 72 страница